• Пт. Мар 31st, 2023

Госдеп США платит за шутки над Россией

Сарказм о России обходится американским налогоплательщикам от $4 за штуку — юрист из Новомосковска стал партнёром заокеанских правительственных СМИ.

962

В феврале американский МИД (Госдепартамент) заявил, что Штаты потратят порядка $4 млрд на борьбу с «российской агрессией» — это не только военно-экономическая поддержка соседей России, но и информационная работа. С пропагандой разобрался Лайф: американцы будут активнее учить украинцев английскому, помогут россиянам обходить интернет-запреты Роскомнадзора, попытаются повысить доверие россиян к западным СМИ и придумают, как ещё влиять на лидеров мнений.

Оказалось, что это влияние уже изучают на аудитории «Лентача» — это популярное сатирико-новостное сообщество «Вконтакте». Его владелец 32-летний Марк Шеин — юрист из Новомосковска Валерий Марков, он вообще-то готов издеваться бесплатно, но большие проекты долго энтузиазмом питаться не могут. Финансирование Госдепом в «Лентаче» особо и не пытаются скрыть — просто никто не обратил внимания.

В йели придётся возить меньше навальных

Планы изложены в документах Госдепа и подчиненного ему Совета управляющих по вопросам вещания (BBG). Это полностью подконтрольная Госдепу структура, в составе которой лично глава Госдепа, госсекретарь США Джон Керри; Совет отвечает за «Голос Америки», «Радио Свобода» и ряд их новых проектов. Характерно, что в своём запросе на 2017 бюджетный год (стартует 1 октября 2016-го) пропагандисты BBG ставят Россию и Китай в один ряд с ИГИЛ.

— …Свободные СМИ невозможно представить без демократических преобразований, гражданского общества и управления, они подвержены злоупотреблениям со стороны недемократических игроков, таких как Россия, ИГИЛ и Китай, — пишет BBG в конгресс.

Опрошенные Лайфом политологи заявили, что для американских властей свойственно культивировать образ внешнего врага как раз перед выборами (в этом году у Штатов будет новый президент) — и демонстрировать мнимое отставание Америки в тех или иных отраслях. Совокупный бюджет BBG вырастет с $749,6 до $777,8 млн.

Поэтому помимо развития старых проектов (планируется расширить сотрудничество с РБК, «Эхо Москвы» и «Дождём») BBG анонсирует новые. Так, на $15 млн будет запущено производство различного интернет-контента для «лидеров мнений следующего поколения / агентов влияния» (next-generation influencers). За $3,5 млн «Голос Америки» и «Радио Свобода» расширят свои программные сетки, активизируют работу бригад из действующего цифрового департамента DIGIM, а ещё $1,75 млн пойдет на исследования, в числе которых — поиск способов вовлечения российских лидеров мнений в пропаганду через социальные сети.

— В 2017 году социальные медиа станут ещё более важным ресурсом распространения новостей и информации, технологии опередили традиционную инфокоммуникационную инфраструктуру. Следующее поколение лидеров мнений всё больше зависит от мобильных социальных сетей, — констатируют пропагандисты из BBG.

Мы наблюдаем окончательный переход американской «мягкой силы» в онлайн. Самый релевантный по этой теме эксперт — экс-советник главы разведки США, бывший диссидент Дмитрий Михеев. С конца 1970-х до середины 1990-х он жил в Штатах и поначалу работал на радиостанции «Голос Америки». Затем — старшим научным сотрудником Гудзонского института, а в конце 80-х консультировал Рональда Рейгана по вопросам внешней политики США по отношению к СССР. Он объяснил, что подобные программы по лидерам мнений применялись и раньше, однако сейчас всё перешло в онлайн. Если ещё в 2010 году Алексея Навального приглашали по лидерской программе в Йель , то сейчас по большому счёту таких трат и не нужно.

— Это дань растущей роли интернета. Раньше это были офлайновые проекты, когда приглашали людей. До начала 2000-х интернета фактически не было, и эти люди помогали продвигать демократию. А сейчас в связи с растущей ролью интернета появилась особая графа, посвящённая именно активным людям в блогосфере и социальных сетях. Без этого сейчас никак, — рассказал Михеев. — Идёт целенаправленная работа, «на вырост», выясняется, кто воздействует на молодое поколение, кто из них более активный, кто на них влияет. Это, я бы сказал, последовательная и долгосрочная игра на формирование будущих активных людей, лидеров, которые в теории будут продвигать американские взгляды. Раньше они этих «лидеров нового поколения» приглашали в Штаты: семинары, лекции о роли средств массовой информации, роли неформальных организаций, вопросы лидерства, —выращивали своих навальных. Это были первые годы после развала СССР, и был большой поток будущих лидеров. Теперь туда будут приглашать только самых способных, чтобы вербовать наверняка.

Но пока что у американских СМИ в России есть проблемы. Им не верят — и доверия не хватает заокеанским медиа не только в России, но и на большей части постсоветского пространства. На сайте BBG в феврале опубликован отчёт исследовательской компании Gallup от 2014 года, по которому лишь 5% российской аудитории доверяют западным СМИ (и те же 5% не одобряют присоединения Крыма). На изобретение способов повышения лояльности россиян к госдеповским медиа BBG зарезервировало $0,25 млн.

Чтобы наращивать потребление нужного контента на Украине, местных будут лучше учить английскому:

— На российской периферии «Голос Америки» поддержит украинский «Год глобального образования», распространяя популярные программы Learning English для повышения уровня знаний и облегчения контактов с Восточной Европой, — это цитата из заявки BBG на финансирование.

Но в России традиционные рупоры Госдепа для пущей надёжности отключили: станция «Голос Америки» лишилась частоты в 2014 году, «Свобода» прекратила вещание ещё в 2012-м. Но можно было обойтись и без этого: эти СМИ беспомощны из-за всем надоевшего монотонного депрессивного брюзжания а-ля 1986-й — примерно так же россияне потеряли веру в либеральные партии. Теперь «Голос» и «Свобода» перешли в интернет и делают такие проекты, как Rus2Web и «Настоящее время», наконец вспомнив, что Советский Союз ржавел благодаря анекдотам.

«Лентач» — первый медиауспех Госдепа

В материалах BBG сатира как инструмент борьбы стабильно приводится в связке с «Настоящим временем», прямо с момента его запуска осенью 2014 года. Но «Настоящее время» старело, а шутить всё не получалось:

life.ru


 

Добавить комментарий