Бренд «Охота», которым обладает Heineken, по мнению голландцев, повторяется в названии принадлежащей «Афанасию» марки «Охота нашего». В связи с этим Heineken требует запретить российский бренд и взыскать компенсацию с отечественного производителя.
Штаб-квартира компании Heineken
Учитывая, что «Охота» от Heineken однозначно позиционируется как брутальное пиво, визуализированное на этикетке человеком с ружьем, атаки на «Афанасий», который вывел на пивной рынок патриотический бренд «Охота нашего», никто не ждал. Для русского человека очевидно, что речь идет о двух разных словах, называемых в русском языке омонимами: «охота» от слова «охотиться» и «охота» от глагола «хотеть». Да и визуально и форма бутылок, и этикетки двух брендов не имеют ничего общего.
«Несмотря на совпадение в звучании и написании, названия имеют разное значение, — пояснил «Утру» разницу между «Охота Крепкое» и «Охота нашего» профессор и эксперт Гильдии лингвистов Всеволод Осадчий. — Между прочим, также «двусмыслен» и результат охоты, то есть «дичь». Это только с одной стороны зверь и птица — в живом или приготовленном виде, с другой это дикость, глупость и чушь».
Тем не менее голландцы подали к тверскому производителю иск, решив потягаться с российскими пивоварами в знании «великого и могучего».
«Еще в прошлом веке мы выпустили пиво «Охотничье», — объясняют в пресс-службе холдинга «Афанасий». — А «Охота» появилась после того, как Heineken купил завод «Бочкарев». Мы не возражали и не препятствовали. Вместе с тем «Охота нашего» — уже третий продукт в нашей патриотической линейке, первый — «Марочное», второй — «Российский Крым».
Защищая свой патриотический бренд «Охота нашего», холдинг «Афанасий» провел опрос в интернете, считают ли потребители идентичными названия и логотипы брендов «Охота Крепкое» и «Охота нашего». Из почти шести тысяч пользователей, принявших участие в опросе, свыше 90% согласны с «Афанасием» и считают, что речь идет о совершенно разных брендах — визуальных и смысловых. При этом, отвечая на вопрос, какое пиво вы предпочтете при равных вкусовых и ценовых характеристиках — отечественное или от зарубежного производителя, 88% выбрали наше, российское.
В «Афанасии» отмечают, что такой результат говорит о доверии россиян к отечественному пивоварению. Это подтверждает, что заданный президентом курс на импортозамещение поддерживает большинство потребителей, которые уверенно разворачиваются в сторону российской продукции. «Если Heineken все же дойдет до суда, решать судьбу выпускаемого в Твери пива будут согласно букве закона, а не русского языка или здравого смысла, — считает член экспертной группы Investpoint Денис Болецкий. — Однако «Афанасий» задал очень важный вопрос для всего общества — нужно ли вставать на защиту «нашего», когда наших бьют»?
Если потребитель готов единодушно выступить в поддержку даже небольшого регионального производителя, это подтверждает, что «эпоха санкций и антисанкций» нас действительно изменила. «Санкции не надо терпеть, их надо использовать для своей выгоды», — сказал президент Путин во время «Прямой линии». Однако если сегодня не поддержать наше, отечественное, то завтра его может и не стать. Предыдущие «сытые» годы, когда страна жила на импортных продуктах, многие российские предприятия и бизнес не пережили именно из-за давления западных корпоративных гигантов.
«Не факт, что голландцы должны так глубоко погружаться в наши реалии. Но если они хотят работать в России, они должны понимать, что есть особенности и русского языка, и национальной охоты — во всех смыслах этого слова, — считает лингвист Всеволод Осадчий. — А то, что русскому человеку в последнее время охота нашего, — это не только модно и патриотично, но и достойно уважения».