• Чт. Мар 30th, 2023

Право на забвение. Россияне не поняли смысл закона

Жители России не понимают, как работает закон о достоверной информации. В попытках обелить свое имя они заваливают поисковики запросами, для удовлетворения которых нет причин. Граждане требуют удалить из выдачи ссылки на страницы, где есть сведения об их непогашенной судимости, негативные отзывы о компании, в которой они работают, или просто информация, которая им не нравится. Чтобы в законные сроки реагировать на вал обращений, поисковые сервисы вынуждены расширять штат и нести дополнительные расходы.

Signs read "Yandex" outside the headquarters of Yandex company in Moscow May 23, 2011. Russian internet company Yandex has raised the price guidance for its Nasdaq initial public offering due to strong investor demand, a source said on Monday. REUTERS/Sergei Karpukhin (RUSSIA - Tags: BUSINESS)

Россияне не понимают смысла закона «о праве на забвение». Об этом в понедельник, 18 апреля, на пресс-конференции в «Комсомольской правде» заявил глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель правления РОЦИТЛеонид Левин.

«Закон работает более трех месяцев, уже есть первые результаты. Пока достаточно много отказов, и мне кажется, что в первую очередь это связано с отсутствием понимания простыми людьми, каким образом они могут отстаивать свои права в Сети и какого рода вопросов это касается», – отметил Левин.

За время действия закона «Яндекс» получил более 3600 обращений от пользователей Сети, на три четверти из которых был вынужден ответить отказом. Как правило, это связано с тем, что поисковый сервис не может проверить, достоверна ли информация и нарушает ли ее распространение чьи-то права или какие-либо законы.

«Сейчас вал обращений к поисковикам. Уже есть обращения в суд по поводу отказов, но судебных решений еще не было», – заявила вице-президент «Яндекса» по корпоративным отношениямМарина Янина. Она добавила, что с момента принятия закона прошло еще не так много времени и выводы пока делать рано: «Закон еще молодой. Поисковые системы открыли статистику. Думаю, в течение года мы поймем и структуру жалоб, и позицию судебных органов».

Руководитель разработки поисковой системы Mail.ruАндрей Калинин также посетовал на то, что из-за непонимания смысла закона пользователями интернета сервису приходится выполнять много лишней работы.

«На следующий день после того, как был принят закон (он еще не вступил в силу), к нам уже обратилась какая-то организация с требованием, что где-то про нее плохо написали и это нужно удалить. И хотя этот закон не про организации и он еще не вступил в силу, они были уверены, что мы обязательно должны его выполнить,– рассказал Калинин. – То есть люди не понимают, что закон действует в отношении физлиц, что должны быть какие-то подтверждения того, что информация недостоверная». По словам представителя Mail.ru, с момента принятия закона поисковик получил несколько тысяч обращений: «20 процентов удовлетворяем. Большая часть из них – истечение срока судимости, информация о владельцах организаций. Остальное из серии «мне почему-то не нравится, что здесь написано, и поэтому вы должны это удалить».

Генеральный директор поисковика Sputnik.ruМаксим Хромоврассказал, что в рамках закона «о праве на забвение» к ним поступило несколько сотен обращений. При этом для их обработки службе техподдержки пришлось нанять еще одного специалиста. Дополнительные расходы понесли также Mail.ru и Яндекс. В обоих сервисах была увеличена штатная численность сотрудников. Согласно опубликованной статистике Google, с первого января 2016 года компания получила 1495 запросов от россиян на удаление информации. При этом было удовлетворено только 26,3 процента.

Чтобы избавить поисковые системы хотя бы от части лишней работы, региональная общественная организация «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ) открыла горячую линию и намерена консультировать граждан о действии закона «о праве на забвение». «Консультации РОЦИТ помогут россиянам правильно составить запрос и сделать их обращение к поисковым системам более квалифицированным. Это упростит работу поисковиков в части обработки информации», – заявил председатель правления РОЦИТ Леонид Левин. Он подчеркнул, что сегодня в России процент удаляемой поисковиками информации ниже чем в Европе. «Это говорит в первую очередь о том, что граждане пока не научились достаточно грамотно формулировать, что они хотят удалить», – сказал он.

Директор РОЦИТСергей Гребенниковнапомнил, что организация и ряд поисковых сервисов подписали меморандум о взаимодействии в рамках закона «о праве на забвение». «Наша основная задача – выработка единых правил по взаимодействию с пользователями по этим вопросам, а также информирование о том, каким образом пользователи могут воспользоваться своим правом», – заявил он. По его словам, к соглашению не присоединилась поисковая система Google.

Но Левин пояснил: «Google соблюдает законодательство РФ и уже внес коррективы в выдачу поиска, поэтому говорить о том, что компания не исполняет закон, нельзя».

Он напомнил, что «закон имел непростую предысторию». «Его первая версия была спорной, некоторые считают – даже скандальной. Речь шла об огромных штрафах за любой отказ поисковой системы удалить ту или иную информацию. Была проведена серьезная работа, и большинство спорных моментов были исключены». «Были учтены интересы и бизнеса, и пользователей», – подчеркнул Гребенников.

Однако с тем, что спорить больше не о чем, не согласны представители поисковых систем. Они по-прежнему рассчитывают на то, что со временем в закон удастся внести ряд поправок. В частности, в «Яндексе» считают разумным исключение возможности требовать удаления из результатов поиска ссылок на недостоверную или незаконную информацию без решения компетентных органов; добавить критерий общественной значимости при рассмотрении обращений об удалении неактуальной информации и предоставить поисковикам право самостоятельно определять форму обращений к ним, говорится в заявлении компании. Там напоминают, что еще на стадии обсуждения законопроекта представители интернет-индустрии и эксперты предупреждали, что закон закрепляет за поисковиками не свойственные им функции судов или правоприменительных органов. «Например, человек требует удалить ссылку на сайт, где его обвиняют в том, что он некачественно выполнил работу или взял деньги в долг и не вернул. У «Яндекса» нет ни технической возможности, ни правовых оснований выяснить, так ли это на самом деле. Поэтому мы отправляем людей в суд. В результате для многих заявителей закон работает не так, как они ожидают: люди-то рассчитывают на то, что «Яндекс» сам установит достоверность информации или факт нарушения закона», – отмечают представители компании.

 

http://fedpress.ru/


 

 

Добавить комментарий