25.09.2023

Пересмотрел по случаю все три фильма «Назад в будущее». Включил с утра телек, смотрю идет по РенТВ 1 часть. Дай, думаю, посмотрю – фантастика всё лучше, чем чистая брехня выдаваемая за правду бездарными исполнителями. Ну и пересмотрел еще раз когда-то любимый в юности фильм.

И пришла мысль, что вот с помощью этого и нескольких других подобных фильмов американцы и перехватили у нас историческую инициативу.

Да, Спилберг и Земекис – великие мастера своего дела! Фильм снят так, что смотрится буквально на одном дыхании, особенно, когда смотришь в первый раз. Правда, хорошее кино не грех и несколько раз пересмотреть – всё равно удовольствие получаешь больше, чем от новой проходной посредственности.

Но в этот раз попробовал отрешиться от общего впечатления и попробовать разложить кино по полочкам.

Прежде всего, конечно, нравится жизнеутверждающий оптимизм. Герои выпутываются из всех смертельно опасных приключений и в конце концов доказывают, что жизнь можно изменить. Каждый сам творец своего счастья. Это бодрит и радует.

Но, оказывается, что такое счастье – каждый человек понимает по-своему! Негодяи и подонки вроде Биффа Теннена оказывается тоже хотят быть счастливыми! Но их счастье заключается в деньгах, власти над другими людьми, возможности унижать, покупать и эксплуатировать других! Как с этим противоречием быть? Впрочем и положительный главный герой не прочь на халяву нагрести денег используя возможности машины времени! Задача побороть зло не главная — главное самому остаться в плюсе. Обычный для американцев индивидуализм — все умрут, а я останусь! Вокруг того к чему может привести жадность собственно и закручен сюжет. В принципе, полетом фантазии фильм не отличается. Сел автор, развил ситуацию путешествий во времени, приплел высосанный из пальца пространственно временной континуум, немного добавил мяса фактуры и спецэффектов и готово. Особых познаний зритель при просмотре не приобретает, потому, что это не научная, а чисто приключенческая фантастика. Но сделано качественно. Ярко-броско, дорого-богато!

По фильму добро победило зло. А в жизни? Мне порой кажется, что в 1985 году, когда вышел фильм, мы действительно провалились куда-то в параллельное будущее. У нас Горбачев в этот год пришел и всё перевернулось с ног на голову! Как будто на самом деле некий Бифф Тенен пробрался в наше прошлое и что-то там натворил всем во зло!

И вот мы оказались не в том звездном будущем, о котором мечтали и к которому готовились, а в мрачном барыжном, частнособственнническом мире, построенном Танненом, который непостижимым образом почему-то сильно смахивает на Трампа и у которого даже небоскреб свой есть, носящий его имя! Мистика!

Каким-то колдовством нас, советских людей уговорили сменить общий звездолет, интересную, наполненную, осмысленную жизнь на мещанское седло частного автомобиля, который в результате нас загнал в кредит и вместо радости при носит лишь головную боль!

Вот есть же представление, что будущее строится  при помощи образов создаваемых самим человеком и группами людей. Не от того ли мы оказались вместо звезд на этой ковидной помойке с намордниками, что снизили уровень своих грёз и мечтаний, до штанов из хлопка, сладкой жвачки и корыта на колесах? И за вот эти стеклянные бусы мы отдали свой бриллиант в платиновой оправе – свою свободу и мечту?

А ведь она у нас была! И опять мы были первыми!

Кто из вас не видел фильмы «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной». А они вышли в 1973 и 1974 году соответственно. За 4 года до первых «Звездных войн» Лукаса (1977) и за 12 до «Назад в будущее», (1985).

https://www.youtube.com/watch?v=NbFfoF21ths
«Москва — Кассиопея» 1973 «Отроки во вселенной»1974. Коррекция Видео и Звука Ю.Рысича URETS

Сказать, что эти фильмы понравились – ничего не сказать! Я лично был потрясен! На каждый из них ходил по 20 раз! (Благо билеты на дневной сеанс стоили 10 копеек.) Я заболел этими фильмами! Влюбился в героев, они стали почти родными. Я поставил перед собой цель – непременно полететь в космос. Я всеми силами готовился к этой цели. Подтянул учебу. Перечитал, всё что смог найти в библиотеке или у друзей об авиации и космонавтике, знал почти наизусть биографии слетавших к тому времени космонавтов, усиленно изучал физику и астрономию, всё, что могло пригодиться в осуществлении моей цели! Занимался спортом, чтобы быть годным по здоровью. Запоем глотал фантастику, которая попадала в руки – так приучился много читать…

Пусть не сбылось с космосом – не по моей вине, но ведь всё в жизни пригодилось! Знания это тот багаж, который руку не тянет!

Вот ведь как зацепило кино! Безусловно, это талант гениального советского режиссера Ричарда Викторова. Но не только! Это был социальный заказ Советского государства. Стране нужны были творческие, образованные, всесторонне развитые, эрудированные, здоровые молодые люди! Для них было много работы в той стране. Их Ум, Знания и Силы были востребованы!!! Им не грозило плоскожопие планктона в офисе или сторожевого пса в охране. Именно таким было по плечу дотянуться до звезд. И мы бы дотянулись, если бы нас не предали. Государство нас к этому готовило, сама СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА.

И Викторов успел снять свои лучшие фильмы до того, как советскую систему начали ускоренно крошить. А началось это как раз в период с 1974 года, когда Брежнев перенес первый, а затем и второй инсульт в 1976 году. Именно после первого инсульта власть в стране негласно подгреб под себя шеф КГБ Юрий Андропов. И именно с этого момента начался моральный кризис советского кино. Всё ниже становилась планка его качества, всё больше в нем пробивалось мещанство и, якобы меркантилизм советских людей, которого в них на самом деле не было, но который усиленно пытались привить через кино. Для меня лично апогеем в этом плане стал совершенно дебильный и антисоветский фильм «Старый Новый год», (1980). А потом стало еще хуже – навалилась «чернуха»!

Вероятно именно с этим связано и то, что вышедший в 1980 году фильм Викторова «Через тернии к, звездам» был во всех отношениях гораздо слабее дилогии Кассиопеи и Отроков. Хотя отголоски высокой идеи там еще звучали, но фильм уже не зажигал. Скорее всего талантливому режиссеру просто ставили палки в колеса…

Последняя сколько-нибудь приличная попытка снять отечественную фантастику была в 1990 – «Подземелье ведьм». Но о научной фантастике там речи не шло вообще. Так, жалкое подобие голливудских поделок с дешевым и более примитивным уровнем спецэффектов.

Вот так и скатились с высочайшего уровня киноискусства до поделок и жвачки. Впрочем, как и в других видах искусства. Вместо того, чтобы тянуть человека вверх, оно приспосабливается к его низменным потребностям и тем самым опускает всё ниже на четвереньки. А иначе в условиях рынка, капитализма и приоритета денег над всем и вся и быть не может.

Может пора уже вперед в прошлое?! Ведь действительно выход там, где и вход!

Андрей КУДРЯВЦЕВ

Добавьте страницу в «закладки». Подпишитесь на новости в группах поддержки журнала «1Абзац»   в Facebook,Одноклассниках,Вконтакте,Инстаграм,Телеграмм, Youtube-канал журнала

ПРАВДА о главном, актуальном, интересном

Добавить комментарий

Copyright © Все права защищены. | Newsphere от AF themes.