27.09.2023

Японцы сделали истребитель пятого поколения

1 минута чтение
Суть технологии стелс заключается в достижении конструкторами снижения заметности самолета в радиоволновом и инфракрасном спектрах излучения. Чаще всего требуемый эффект достигается за счет использования специального покрытия, специфической формы корпуса самолета, а также радиопоглощающих материалов во время создания самолета.

Лучшие стелс-истребители мира

178

К концу марта текущего года японцы собираются закончить программу по созданию самолета пятого поколения Advanced Technology Demonstrator X. Многоцелевой истребитель, созданный с использованием последних разработок в области стелс-технологий, в ближайшее время должен успешно завершить испытания, после чего силы самообороны Японии получат на вооружение так называемые «самолеты-невидимки». Таким образом, страна восходящего солнца станет четвертой в мире, на вооружении которой появятся стелс-истребители.

Первопроходцами в области создания военных самолетов с применением технологии снижения заметности стали Соединенные Штаты Америки, помимо них технологией стелс на данный момент обладают еще Россия и Китай. Стелс-технологии — являются одним из основных параметров для самолетов пятого поколения.

Суть технологии стелс заключается в достижении конструкторами снижения заметности самолета в радиоволновом и инфракрасном спектрах излучения. Чаще всего требуемый эффект достигается за счет использования специального покрытия, специфической формы корпуса самолета, а также радиопоглощающих материалов во время создания самолета.

Радиолокационная заметность характеризуется эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР). Это формальный параметр, который является количественной мерой свойства объекта рассеивать электромагнитную волну, измеряется в единицах площади. Чем меньше будет эта поверхность, тем труднее обнаружить самолет и ликвидировать его ракетой.

В реальных условиях ЭПР практически невозможно рассчитать по формулам, этот параметр измеряется исключительно опытным путем с использованием спецприборов на полигонах или в безэховых камерах. Значение ЭПР сильно варьируется в зависимости от источника, из которого направляется радиоволна на самолет. Обычно эта величина представлена диапазоном, как правило, наилучших значений по площади рассеяния, которые фиксируются при облучении самолета в передней полусфере. Исходя из этого, можно заключить, что точных данных по ЭПР может и не быть, а практически все данные по созданию истребителей пятого поколения засекречены. При этом западные аналитические ресурсы обычно занижают данные ЭПР по своим стелс-самолетам. Однако не стоит отрицать тот факт, что все самолеты пятого поколения являются серьезным прорывом в авиастроении.

Ниже представлены лучшие стелс-самолеты в мире.

Northrop B-2 Spirit

B-2A Spirit, дословно «дух», является тяжелым малозаметным бомбардировщиком стратегического назначения. B-2 является самым дорогостоящим самолетом в Соединенных Штатах и во всем мире. Вероятно этот бомбардировщик является самым дорогим самолетом в истории авиации, что несомненно является одним из основных минусов в использовании этого самолета. По состоянию на 1998 год стоимость одного B-2 составляла 1,157 миллиарда долларов. Стоимость всей программы составляет почти 45 миллиардов долларов, учитывая, что всего было произведено 21 единица, то итоговая стоимость одного бомбардировщика превышает 2 миллиарда долларов США.

179

Впервые весь мир увидел B-2 22 ноября 1988 года на заводе в Палмдейле, где он и был собран. Первый официальный полёт состоялся 17 июля 1989 года. Примечательно, что практически все построенные самолеты названы в честь американских штатов.

«Американский дух» способен нести на борту 16 атомных бомб, либо от 8 до 12 высокоточных бомб (в зависимости от типа бомбы), либо 80 обычных бомб Mk.84. Общая боевая нагрузка после модернизации составляет 27 000 килограмм. При этом B-2 способен доставить свой смертоносный «груз» практически в любую точку мира.

Самолет практически полностью автоматизирован, несмотря на то, что экипаж состоит из двух пилотов. Также B-2 способен совершить безопасную посадку при боковом ветре в 40 м/с. По данным американских аналитиков, ЭПР бомбардировщика оценивается в диапазоне от 0,0014 до 0,1 квадратных метра, в других же источниках приводятся другие показатели — от 0,05 до 0,5 квадратных метра.

Spirit обладает весьма специфичным внешним видом, который часто сравнивается с кораблем инопланетян. В прошлом это породило множество слухов, согласно которым при создании этого бомбардировщика были использованы внеземные технологии, полученные при изучении обломков неопознанных летающих объектов в так называемой Area 51 (Зоне 51).

Основным недостатком B-2 стала стоимость обслуживания этого самолета. Самолет должен находиться на стоянке только в специальном ангаре с искусственным микроклиматом, иначе радиопоглощающее покрытие будет безнадежно испорчено.

Lockheed F-117 Night Hawk

«Ночной ястреб» является одноместным дозвуковым малозаметным ударным самолетом, используемым для решения тактических задач. Производит F-117 фирма Lockheed Martin. Основное назначение для этого ударного самолета — обход систем ПВО и нанесение авиаудара по стратегически важным объектам противника.

180

Первый полет был совершен 18 июня 1981 года. На создание и производство 64 единиц было потрачено более 6 миллиардов долларов. В 2008 году Night Hawk был снят с вооружения из-за принятия на вооружение F-22 Raptor. Однако глупо отрицать финансовую подоплеку этого решения.

Стелс-эффект для F-117 был достигнут за счет особой формы корпуса. Специфический угловатый истребитель, построенный по концепции «плоскостей-отражателей», выглядит весьма футуристично, что сделало «Ночного ястреба» настоящей звездой кинематографа и игровой индустрии. Однако по этой же причине самолет обладает просто отвратительными летными характеристиками из-за плохой аэродинамики. За это F-117 даже получил обидное прозвище — «хромой гоблин».

Всего в результате летных происшествий было потеряно 6 «Ястребов», а это почти 10% от общего количества этих самолетов. На F-117 сажали самых опытных пилотов, но они все равно разбивались.

Lockheed/Boeing F-22 Raptor

F-22 Raptor является многоцелевым истребителем пятого поколения, созданный Lockheed Martin с участием компаний Boeing и General Dynamics. Это единственный самолет пятого поколения, официально принятый на вооружение. Также на данный момент Raptor является самым дорогим истребителем в мире. Стоимость одной единицы составляет около 300 миллионов долларов.

181

Истребитель F-22 был разработан в качестве замены основного самолета ВВС США — F-15 Eagle. Требования к истребителю пятого поколения были сформированы еще в 1981 году, однако, из-за затянувшегося конкурса разработка началась лишь в 1991 году. Первая предсерийная машина поднялась в воздух спустя шесть лет, в 1997 году, а спустя еще четыре года, в 2001, началось серийное производство.

В настоящее время несколько F-22 участвуют в антитеррористической операции в составе коалиции западных стран, нанося бомбовые удары по позициям радикальных исламистов в Ираке.

Однако Raptor есть чем похвастаться. Истребитель способен развивать сверхзвуковую скорость без форсажа, оснащен мощнейшим бортовым радиоэлектронным оборудованием и обладает малой заметностью. При этом F-22 значительно уступает по маневренности российским истребителям четвертого поколения, что является ложкой дегтя.

Также антирадарное покрытие «Рапторов» легко смывалось дождем. С этой проблемой удалось справиться ,правда  существенно выросла цена истребителя. Еще одним серьезным недостатком является несовершенная система подачи кислорода. В 2010 году из-за отказа этой системы пилот Джефри Хэни потерял управление и разбился. Оказалось, что в систему дыхания летчиков попадает углекислый газ из двигателей, причем недостаток до сих пор не устранен.

Lockheed Martin F-35 Lightning II

F-35 Lightning II представляет собой семейство перспективных малозаметных истребителей бомбардировщиков пятого поколения, которые пока не приняты на вооружение. Предполагалось, что F-35 станет универсальным самолетом для ВВС США и заменит истребитель F-16 и легендарный штурмовик A-10.

182

На разработку «Молнии» были потрачены огромные деньги, расходы уже превысили 56 миллиардов долларов, однако сделать самолет пригодным для использования пока не получилось. Также многие аналитики утверждают, что F-35 не отвечает требованиям самолетов пятого поколения. Самолет обладает слабой живучестью и маневренностью, также у истребителя очень низкие показатели общей боевой нагрузки, а показатели ЭПР наоборот — оказались выше, чем ожидалось. По оценкам экспертов, F-35 намного уступает F-22 в малозаметности.

ПАК ФА

ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации)  или Т-50  является своеобразной ответной реакцией на создание F-22. О характеристиках новейшего самолета известно совсем немного, большая часть информации хранится в условиях строжайшей секретности.

183

При создании Т-50 был впервые применен целый спектр новейших полимерных углепластиковых материалов, которые позволяют существенно (по оценкам экспертов, приблизительно в 4 раза) снизить массу самолета, при сохранении показателей живучести.

Также в ОКБ «Сухой» сообщают о очень низких показателях ЭПР, хотя ряд экспертов дают более скромные оценки — 0,3-0,4 квадратных метра. Настоящие же данные засекречены.

ПАК ФА способен развивать сверхзвуковую скорость без форсажа, при этом истребитель отличается превосходной маневренностью и управляемостью, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях и на дозвуковых, и на сверхзвуковых скоростях.

Первый вылет был осуществлен в начале 2010 года, серийное производство должно начаться в 2017 году и к 2020 военные получат 55 новейших самолетов.

Chengdu J-20

Китайский истребитель пятого поколения в 2011 году совершил первый пробный вылет. Ожидается, что в эксплуатацию он поступит к 2019 году.

184

Ряд СМИ ранее сообщали, что на Chengdu установлены двигатели АЛ-31ФН российского производства. Китайские военные массово скупили списанные двигатели этой модели и восстановили их.

Также как и в случае с ПАК ФА большая часть информации о J-20 засекречена. Однако считается, что китайцы скопировали большое количество элементов с американских истребителей F-22 и F-35, а также с российского демонстрационного самолета Т-1.44.

 

inforeactor.ru

Добавить комментарий

Copyright © Все права защищены. | Newsphere от AF themes.