СИРИЙСКАЯ ВОЙНА ПОКАЗАЛА, ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ ОТРЕКАТЬСЯ ОТ СОВЕТСКИХ ЗЕНИТОК
1 минута чтение
С момента появления беспилотной разведывательной, а затем и ударной авиации начали совершенствоваться и развиваться в новой канве зенитные средства. Тяжелые БПЛА имеют немалые размеры, а некоторые могут соперничать и с классическими, пилотируемыми машинами. Потому для их поражения вполне подходят обычные зенитные ракеты.
Однако в рамках войны с ИГИЛ* в Сирии и Ираке наметился новый тренд использования беспилотной авиации. Не имея доступа к тяжелым БПЛА, боевики активно использовали обычные, гражданские квадрокоптеры и беспилотники в качестве разведывательных и даже ударных средств. Недавняя атака на склад САА в районе Дейр эз-Зора — лишнее тому доказательство. Собирали ИГИЛовцы и собственные беспилотники, покупая компоненты на черных рынках, заказывая в интернете, и собирая из подручных средств. Удивляться этому не стоит: среди террористов немало бывших офицеров правительственных сил, в том числе с высшим техническим образованием.
Само собой, что на миниатюрный гражданский или кустарный БПЛА тратить зенитную ракету – непозволительная роскошь, да и не на все беспилотники возможно наведение. К аналогичному выводу пришли и оружейные концерны. Потому и появились различные Anti-Drone Rifle, «сбивающие» БПЛА электромагнитными волнами. Средствами радиоэлектронной борьбы отработали возможность перехвата сигнала и принудительную посадку не с «материнского» пульта.
И вместе с тем подобные БПЛА вполне эффективно уничтожались классическим стрелковым оружием. В ближневосточных конфликтах кустарные автомобили с установленными на них крупнокалиберными пулеметами и даже зенитными орудиями пришлись как нельзя кстати. Более того, в определенных условиях группы, не отягощенные гусеничной бронетехникой, оказывались эффективнее, чем классические моторизованные группы.

Отдельно отметим, что зенитные автоматические орудия с появлением реактивных самолетов отошли на второй план и стали использоваться в первую очередь против пехоты и легкой техники, реже – против штурмовой авиации.
Потому вполне естественно, что различные БПЛА сбивались зенитным огнём. Конечно, будь у участников конфликта современные электронные «анти-БПЛА» средства, они были бы применены. Более того, в концепции сетецентрической войны, вероятно, будут созданы специальные анти-дроновые соединения.

Однако это не значит, что следует отказаться от классических зенитных орудий и ЗРПК в целом, оставив небо на откуп ЗРС и «электровинтовкам». Новинкам место есть, однако армия, излишне кибернизированая, может оказаться совершенно неподготовленной к реальному бою с даже менее «современным» противником.
Отличным примером служит конфуз ВМС США во время учений Millenium Challenge, когда генерал Пол Ван Рипер в 2002 году уже на второй день «утопил» флот «противника», отказавшись от электронных средств практически полностью.
Потому крупнокалиберные пулеметы и зенитные орудия останутся в строю еще долго, и будут модернизироваться в ногу со временем. Тем более что и на европейском ТВД «гантраки» показали себя вполне эффективно, хотя собирались чисто от безысходности ополчением Донбасса.
Подпишитесь на новости журнала «ШАР»в Facebook, Twitter, Одноклассниках или Вконтакте
Слово и Дело